ГОЛЛАНДСКОЕ КРУЖЕВО

«Кружевница», Ян Вермеер — описание картины

«Кружевница» — самая маленькая по размеру, но ничуть не таковая по исполнению, картина голландца Яна Вермеера. Это полотно не совсем обычно для его творчества и поэтому выделяется из всех работ художника. Несмотря на то, что изображение голландских рукодельниц довольно популярный сюжет того времени, у Вермеера свое видение содержания и процесса работы.

Кружевной халатик или ажурная пляжная туника спицами. Анонс МК от @svyazhi_sama

На фоне абсолютно белой стены, склонившись над плетением, сидит девушка. На ней желтое платье, белоснежный воротник. Гладкие, аккуратно уложенные волосы. Лицо опущено вниз, но видно его спокойствие и сосредоточенность одновременно. Рядом лежит книга, скорее всего Библия, обшитая дорогой тканью.

Все эти признаки, как и само рукоделие, говорит о том, что девушка добродетельна, скромна и трудолюбива. Чувствуется, что работу она делает с удовольствием и любовью. Она вся поглощена своим занятием – плетением кружева. В руках ее коклюшки, с помощью которых и создавалось знаменитое голландское кружево, известное во всем мире.

Взрывной блинчик прям «выпрыгивает» из формы! Без соды, дрожжей и разрыхлителя!

Можно предположить, что кружевница вовсе не служанка, а хозяйка или хозяйская дочь. Так как в 17-м веке плетение кружев было модным и доходным делом, то девочек и девушек обучали этому мастерству с малых лет, и они могли таким ремеслом даже обеспечить себе приданое. Ведь кружево ценилось на вес золота (в прямом смысле слова) и вполне приравнивалось к искусству, требующему от исполнительницы фантазии, усидчивости и сноровки.

Да и стол для плетения представлял собой дорогую и не совсем простую конструкцию – это было приспособление со столешницей в виде треугольника, которое можно было регулировать для удобства шитья.

Голландские блинчики. Съедаются моментально !Нереально вкусно!

А то, что автор рассматривает девушку за работой немного снизу вверх. В результате чего передний, как бы размытый край картины с нечеткими нитями на гобеленовой скатерти, постепенно переходит в четкое изображение коклюшек, лежащей книги, подушечки для иголок, пальцев девушки, держащих предметы и собственно кружевницу. То есть, в эпоху барокко Вермеер в картине «Кружевница» применил фокусировку и такой своеобразный способ, используемый в оптике, как глубина резкости.

Возможно, и даже, скорее всего, живописец воспользовался камерой-обскурой, этим простейшим прибором, с помощью которого можно получать оптические изображения предметов. Но это совершенно не умаляет таланта и гениальности художника Вермеера. Ведь благодаря его такому научному подходу к живописи, зритель видит живое, очень реалистичное, как сейчас бы сказали – «3D-изображение предмета».

История рукоделий: такие разные кружева

Оно поражает всех своим разнообразием и цветом, оно прославило на весь мир и целые страны, и крохотные деревушки, оно ценилось на вес золота, не раз угрожало разорением могущественным державам и, наоборот, спасало от нищеты, а в Англии даже было предметом контрабанды. Вы догадались, что это? А речь всего лишь о кружеве.

А вот сформулировать, что же такое «кружево», оказывается, не так и просто. В Энциклопедии Брокгауза и Эфрона 1907-1909 года дано такое определение: «Кружева — сетчатая ткань из плетеных нитяных узоров (льняных, бумажных, шерстяных и шелковых). Различают кружева, шитые иглою, плетеные на коклюшках, вязаные крючком, тамбурные и машинные».

И правда — общим признаком всех видов кружева является ажурный узор, образованный разнообразными переплетениями нитей, причем узор может быть самым разным — геометрическим, цветочным, содержащим бытовые мотивы и узоры-обереги. Кружево с незапамятных времен используется в декоре одежды и для украшения нижнего белья, а также в оформлении интерьера в виде декоративных панно, скатертей, тюлей, покрывал.

Образцы вятского кружева отвезут на выставку в Вологду (ГТРК Вятка)

Кружева разделяются по технике исполнения. Кружева бывают: шитые иглой — игольные, point а l’aiguille, и плетеные на коклюшках (dentelle aux fuseaux) или при помощи челнока (фриволите). Один из исследователей кружевного дела, Гастон Лебретон, говорит, что «первая из этих категорий относится ко второй, как кованое железо к литому чугуну». И тут же добавляет, что с первых еще времен своего существования в новой Европе, кружево нитяное, шитое иголкой, было принадлежностью аристократии, а кружево, плетеное на коклюшках, употреблялось более всего мелкой буржуазией и народом.

Кроме того известно кружево узелковые (макраме) и вязаное — на спицах или крючком. Причем, крючок для кружева может быть как коротким — так вяжутся немецкое, филейное, брюггское, ирландское кружево, ретицелла и гипюр — особый вид венецианского кружева с рельефным узором, так и длинным, его применяют для тунисского, афганского и викторианского кружев. Иногда к крючку прилагается специальная вилка — и в результате тоже получается кружево!

Узор ретицелла или point couppe из книги Винчоло Les Singuliers et Nouveaux Pourtaicts. 1609 г., репринт издания 1587 г.

Голландский рынок тканей Мои покупки: WERBEVIDEO

Королева Елизавета Богемская в платье с воротником в технике ретицелла с изображением английского королевского герба. Неизвестный художник. 1613 г. Национальная портретная галерея (Лондон)

ГОЛЛАНДИЯ ПОСТАВИЛА КРЕСТ НА «КРУЖЕВНЫХ ТРУСАХ» МАЙДАНА

Английская женщина в платье с воротников в технике ретицелла и с накрахмаленными жёлтыми манжетами. Ок 1614-1618 гг.

А вот плетутся кружева при помощи точеных палочек, называемых коклюшками, на которые наматываются нити. Коклюшки бывают самой различной величины, толщины и формы, в зависимости от толщины ниток и традиций той страны, где кружево производится. Узор для кружева сперва рисуется сначала на толстой бумаге или пергаменте и протыкается в тех местах, где следует вкалывать булавки, на которых задерживается и скрепляется нитка. Эти рисунки называются «сколками». Сколки накалываются на специальную подушку, которые бывают плоские, круглые, маленькие и большие, смотря по роду выплетаемого кружева. Например, в Бельгии употребляют очень маленькие и плоские подушки, похожие скорее на пяльца. В Барселоне подушки очень длинные, а в Байе – очень широкие, требующие для работы до 600 коклюшек. Самые большие подушки, называемые «альмофадос», употребляются португальскими кружевницами. Они похожи на африканские барабаны, и размером, и способом применения — ведь их ставят в специальные корзины между ног мастериц, так, чтобы верхний край оказался на уровне кистей рук.

Подушка, сколок, коклюшки

Историки до сих пор не пришли к окончательному и единогласному решению вопроса: откуда именно ведет свое происхождение кружево? Одни полагают, что кружево происходит по прямой линии от вышивок золотом, серебром, шелком и шерстью, которыми любили украшать свои одежды и ткани все народы, начиная с самых древних времен. И правда, и кружевницы, и вышивальщицы часто воспроизводят в своих работах очень похожие узоры, что позволяет считать кружева потомками вышивки и плетения.

Ирландское кружево Регулярная сетка по шаблону Чехол с фермуаром 10,5 см Вяжем по схемам

Кружево — это довольно древнее искусство — сведения о кружевах дошли до нас из глубокой древности. Еще в Библии говорится о легких, прозрачных, богато вышитых тканях, которыми украшали храмы и одежды священнослужителей. На некоторых египетских мумиях можно встретить одежду с сетчатой каймой и вышитым по ней узором, похожие мотивы можно увидеть на египетских фресках, в похоронных склепах, где парадные одежды украшены петельчатыми ажурными орнаментами, а в Эрмитаже хранятся небольшие куски древнеегипетской материи, покрытые искусною и тончайшею вышивкою, по технике напоминающей вышивку, выполненной тамбурным крючком.

Древние римляне и греки тоже владели мастерством создания кружев, так на найденной в прошлом столетии в Портичи (территория современной Италии) статуе Дианы, выставленной сейчас в неаполитанском музее, край одежды украшен сеткой с богатыми разноцветными вышивками, напоминающими кружево.

Согласно другой версии, кружевное искусство берет свое начал с востока, так считают, что итальянцы научились искусству вышивания кружев от сицилийских сарацинов, а испанцы — от севильских мавров. Подтверждением этой теории может служить то, что в старинных печатных книгах, датированных началом XVI века, многие узоры для кружева называются «мавританскими» (moresco) и «арабскими».

Михайловское кружево — НМПТ №24

Однако большинство исследователей едины во мнении, что кружевоплетение родилось из счетных ажурных вышивок, которыми так любили украшать свои одежды все народы и во все времена, а особенно — в средние века. Тогда же появилась вышивка на маленьких квадратиках ткани, напоминающей канву. Такие вышивки назывались по-французски «filet» — сеточка или «lacis» — сеть, лабиринт, откуда, вероятно, и происходит английское название кружева – «lace».

Кружевное искусство стало приобретать громкую славу, когда в Италии появились первые кружева, шитые иглой. И особую роль сыграла тут мода на большие воротники, окружавшие шею в несколько рядов и носившие название «фрез». Их начали украшать по краю фигурными зубчиками, придумав для этого специальный прием — «punto in aere» (стежки в воздухе). Именно они стали первыми образцами европейского кружева.

КристинМЕД.Голландия

Воротники «фрез»

Особенно славилась своими шитыми кружевами Венеция — из рук венецианских мастериц выходили очень изящные, а значит и чрезвычайно дорогие кружевные вещицы. А местные художники, в угоду богатым заказчикам, изощрялись в изобретении новых рисунков. Издавались многочисленные сборники узоров, среди которых рисунки известных итальянцев Антонио Тальенти (1528), Николо д’Аристотели (1530) и Джованни Антонио Вавассоре (1530).

Италия. XVII в.

Венецианское кружево

По части кружевного искусства с Венецией того времени успешно соперничали и другие города Италии, в первую очередь — Генуя. Местные мастерицы плели изящные белые и черные гипюры, а также — кружева на коклюшках с золотыми и серебряными нитками. Искусство выделывать золотые нитки, известное этрускам, развилось в Италии в XIV в., и Генуя стала первым городом, за нею последовали Лукка, Венеция и позже Милан. Первые кружева, изготовленные в Милане, относятся к 1493 г., здесь преимущественно производились шелковые кружева с золотой и серебряной ниткой, пользовавшиеся огромной популярность как по всей Италии, так и в других европейских странах.

Миланское кружево

В городке Альбиссоле процветало производство кружев из разноцветных шелков, сбывавшихся преимущественно в Испанию, в Кадикс, Мадрид и Севилью. До наших дней сохранились сколки тамошних кружевниц, выполненные на пергаменте и помеченные 1577 годом.

Французская Коса (с кружевной оплёткой) | Peinado Con Trenza De Encaje

В XV веке искусство изготовления кружев из Италии попало в Испанию, где первые упоминания о о шитых золотых и серебряных с разноцветными шелками кружевах датируется 1492 годом. Центрами испанского кружевного мастерства стали Барселона, Валенсия и Севилья. В Барселоне, кроме того, плели белые и черные кружева.

Хулио Ромеро де Торрес (1874-1930). Испанка в чёрной кружевной мантилье

Кружевные края на мантильях испанки красиво называли «зубцы кастаньет»- puntas de castanuelas

Пристрастие испанского населения к кружеву было так велико, а затраты населения на их приобретение так значительны, что король Филипп III в 1623 году своим указом запретил носить кружева. Не смотря на столь драконовский закон, кружевное ремесло в Испании процветало до середины XVII века. О его масштабах позволяет судить документ 1745 года, повествующий о захвате английским крейсером французского судна, следовавшего из Испании с грузом золотых и серебряных кружев, стоимостью в 100,000 фунтов стерлингов.

❤️Девочки их Любят больше всего ❤️Пышные Нарядные Бантики из Кружева и Лент МК

Аналогичный запрет на ношение кружев в 1749 г. издало и правительство Португалии, заимствовавшей моду на кружева от Испанцев. Однако, после страшного землетрясения 1755 г. близ Лиссабона этот запрет был отменен, и считается, что именно кружевное производство позволило поднять экономику страны и улучшить благосостояние населения в пострадавших районах. Что примечательно, кружевницами в Португалии были преимущественно монахини и знатные дамы.

что такое кордовое кружево

Ян Минсе Моленар. (Нидерланды, 1610-1668). «Кружевница»; Сальвадор Дали. «Девушка из Фигераса». 1925 г. Театр-Музей Дали в Фигерасе

А вот родиной плетеного коклюшечного кружева считаются Нидерланды. По данным археологов женщины в Нидерландах носили головной убор из кружев уже в XIV веке. Другим доказательством этого факта можно считать картину Квентина Матсиса, размещенную хорах в церкви св. Петра, в Лувене и датированную 1495 годом. На ней изображена молодая девица, занятая плетением кружев на коклюшках. В Нидерландах кружевному промыслу, с самого начала его появления, придавали очень важное значение, был даже издан королевский указ, предписывающие в обязательном порядке изучать этот вид рукоделия в школах и монастырях. Позже, это искусство буквально спасало от нищеты многие семьи и целые провинции.

Фламандское кружево «Малин». XVIII в.

УТРЕННИЙ ГОСТЬ НА КАНАЛЕ\\ АНТИКВАРНОЕ КРУЖЕВО \\РАССМАТРИВАЕМ\\Вяжем по схемам

Фламандское кружево «Англетер»

Главной особенностью Голландских, а позже и Бельгийских кружев является использование для их изготовления тонкой льняной нити, что и принесло фландрским кружевам заслуженную славу. На картинах фламандских мастеров всё чаще стали появляться ажурные кружевные воротники.

Страсть фламандцев к растительным и цветочным мотивам находила воплощение и в кружевных узорах:: во всех кружевах, изготовлявшихся в Голландии, Брюсселе (Брабанте), Генте, Брюгге, Куртрэ, Бинче, Валансьене-Ипер, Мельхене и др., преобладающим мотивом рисунка являлись цветы, очень натуралистично исполненные, а орнаменты служили лишь дополнением к ним.

Брюссельское кружево

В XVII веке нидерландские кружева всецело завладели сердцами и рынками Европы. В 1530 году флорентинец Франческо Пеллегрина издал для французского королевского двора сборник узоров, посвященный королю Франциску I. В этом сборнике были помещены узоры, представляющие переход от полотна с выдернутыми нитками и с вырезанными и затянутыми нитками местами к воздушным стежкам, т. е. настоящему кружеву. Французские вельможи украшали кружевами не только части женского и мужского туалета, но и сапоги, мебель и даже внутренность экипажей.

Антикварные куклы на выставке в Голландии

Кружева были так популярны, что на их покупку тратились целые состояния, это вынудило правительства в Англии и Франции, испугавшихся оттока денег за границу, запретить дальнейший ввоз кружевных изделий.

О.ТКАЧЕНКО И Н.КОНДРАШЕВА. Нарядные аксессуары

Так в 1660 году министры Людовика XIV, Мазарини и Кольбер, убедили короля издать эдикт, строго запрещающей ввоз в страну иностранных кружев. В то же время Кольбер решил развить и довести до совершенства кружевную промышленность в самой Франции, где об искусстве изготовления кружев в те годы ничего не знали. Его старания, энергичные и настоятельные, положили начало целой отрасли промышленности. Таким образом возникли крупные кружевные центры в Дюкене, Иль-де-Франсе, Реймсе, Седане, Шатотиерри, Лудене, Кане, Гавре, Байё, Диеппе, Тюне, Валансиене, Аржантане, Лилле и т. д.

Французское кружево «Валансьен». 1740 г.

Для обучения местных мастериц по словам Вольтера, были приглашены 30 мастериц из Венеции и 200 из Фландрии, а также закуплены образцы кружев из Италии и Нидерландов. Способные ученицы быстро усвоили технику производства, и очень скоро французские кружева приобрели громкую всемирную славу. Успеху способствовало и выгодное положение Парижа, постепенно превращавшегося в столицу Европейской моды.

БЛИНЧИКИ по-новому! Обалденные кружевные блинчики Openwork pancakes

Кружево шантильи

Тогда же было решено наладить собственное кружевное производство в Англии, для чего в 1662 г. английский король Карл II выписал из Брюсселя несколько кружевниц. Но это искусство не прижилось на землях туманного Альбиона, и голландское кружево продолжало ввозиться в Англию, но уже контрабандой. Из кружев местного производства известностью пользовался вид довольно тонкого гипюра, производимый в городе Гонитон, а также ирландское шитое кружево из Лимерика, называемое «Jesuit’s lace» — «шнурок иезуита».

Английское кружево

А вот в Шотландии кружева приобрели популярность во времена царствования Марии Стюарт. Она сама была кружевница и даже сочиняла узоры для кружев, состоявших из цветов, зверей и птиц.
Кстати, именно в Англии изобрели механическое производство кружев: в 1768 году рабочий по имени Гаммонд придумал способ производства гладкого тюля на простом вязальном чулочном станке. И хотя резальтат этого был далеко не идеален, он совершил переворот в кружевной отрасли. В 1809 году появился станок Хеткота, позднее усовершенствованный Морлеем. И только в 1837 году применение системы Жакара стало считаться началом эры машинного производства кружев.

Немецкое кружево

В Германии и Швейцарии плетеное кружево стало известно в 1530-х годах, судя по сборнику рисунков, напечатанном в Цюрихе Христофором Фротоверном в 1536 году. После Французской революции туда перебрались мастерицы из Франции, что способствовало развитию отрасли. Вскоре кружевные мануфактуры появились в Ганновере, Нюрнберге, Аугсбурге, Лейпциге, Ансбахе, Эберсфельде и Гамбурге. Но немецкие кружевницы только подражали работам других мастеров — фламандским кружевам, брюссельским или Шантильи, поэтому и не вошли в историю ни оригинальными названиями, ни славой.

Макс Либерман (Германия). «Кружевница». 1881 г.; Eduard Charlemont (Австрия). «Кружевница». 1889 г.

Распространению кружевного мастерства на севере Европы способствовала, как ни удивительно, церковь. Так в Финляндию это искусство завезли францисканские монахами, с целью помочь материальному положению населения. Не удивительно, что центрами производства местных кружев становились . мужские монастыри, например, католический монастырь в Раумо.

В Дании плетение кружев было введено эмигрантами-реформатами, в 1515 г. Первоначально они плели кружева для себя, но постепенно они стали предметом торговли. Их распространению более всего помогали коробейники, разносившие кружевные изделия по городам. Центром кружевного промысла в Дании стал городок Шлезвиг. Чтобы поддержать «местного производителя», в 1683 г. датский король Христиан IV издал указ, предписывающий дворянству носить местные кружева, иностранные же полагалось предавать диффамации. Что характерно, у датских мастериц все узоры имели свои имена: «петуший глаз», «паук», «лира», «труба», «перья» и т.п.

В Швеции центром кружевоплетения стал город Водстена, где в местном монастыре жила св. Бригита по возвращении из Италии. После ее смерти в 1335 г. монахини не только унаследовали от нее искусство изготовления кружев, но и придали ему местный колорит — стали плести кружева из золотых и серебряных нитей. Дело в том, что в Скандинавии еще с древности было известно искусство вытягивания тончайшей проволоки из золота и серебра. Потом такими золотыми и серебряными нитями обвивали шелковые или льняные нитки и использовали их для вышивки.

Когда шведский король Карл IX уничтожил монастыри, пожилые монахини были вынуждены поселиться среди мирян, передав им и свое искусство.

Шведское кружево имело свои особенности: мастерицы делали его очень тонким, часто смешивая белую нитку с черной и используя преимущественно геометрический рисунок. Но дальше Водстены это ремесло не распространилось, и жители других регионов Швеции никогда не производили кружев на продажу.

История вологодского кружева и имитация его крючком

Кружево — прекрасное творение человеческой фантазии, поражающее своим изяществом и воздушной ажурностью. Этот вид декоративного украшения издавна известен во многих странах мира. Так, в Европе, традиционно ценится итальянское, голландское и ирландское кружево, на востоке наиболее известным считается палестинское кружево, а Россия на весь мир прославилась своим вологодским кружевом.

История возникновения промысла

История вологодского кружева берёт своё начало в XVII веке, именно тогда на Вологодской земле начали плести первые изделия. Развитие кружевоплетения в европейских странах дало толчок к формированию в России кружевного дела как промысла. В двадцатые годы девятнадцатого столетия в помещичьих усадьбах, расположенных недалеко от Вологды, создаются центры кружевоплетения, в которых крепостные кружевницы выплетают ажурные отделки к платьям московских и петербургских кокеток, подражающих европейской моде украшать одежду кружевами.

Спустя некоторое время кружевоплетением увлекались уже не только в помещичьих мастерских, но и в народе, так, если в конце XIX века плетением занимались около 4 тысяч мастериц, то в первом десятилетии XX века их было уже более 40 тысяч. После революции 1917 года в Вологде была открыта профессионально-техническая школа, обучающая плетению, и создан кружевной союз со своей художественной лабораторией.

До 1940 года из-под руки мастериц выходило в основном мерное кружево, используемое для отделки одежды. В дальнейшем мастерские стали производить большое количество штучных изделий, таких как салфетки, перчатки, скатерти, шарфы из кружева. В 1960 году на базе кружевных мастерских создаётся объединение, выпускающее мерные изделия, салфетки, покрывала, занавеси, а также эксклюзивные выставочные образцы, создаваемые по художественным эскизам.

Где сейчас девушка, желавшая на Майдане кружевные трусики?

На сегодняшний день вологодские шедевры известны во всём мире. Работы кружевниц не раз завоёвывали высшие награды на престижных европейских выставках, а в самой Вологде в 2022 году был открыт музей, в котором можно ознакомиться с уникальными изделиями ажурного промысла.

СЕРДЕЧКИ связанные крючком

Узоры вологодского кружева

Изначально в кружевных мотивах прослеживалось большое количество растительных орнаментов. Мастериц вдохновляла живая природа, элементы которой в стилизованном виде они переносили на свои работы. Узоры, используемые в резьбе по дереву, которыми так богат Русский север, а также элементы декора, применяемые в ткачестве, служили примером для мастериц.

С течением времени мотивы орнамента несколько изменялись. Стали появляться геометрические фигуры, треугольники, квадраты, круговые узоры. После революции в изделиях появляются соответствующие символы эпохи. Наиболее часто в мотивах ажура встречаются следующие узоры:

    Фарфорики.
  • Паучок.
  • Косорядка.
  • Мельница.
  • Дорожка.
  • Черепашка.
  • Рыбка.
  • Репеёк.

Работы мастеров отличаются плавными линиями, чётким орнаментом и обилием растительных мотивов, которые повторяют изгибы травяных побегов, контуры лепестков и листвы. Характерной чертой вологодского кружева является широкая кайма, образующая узор, и тонкий, практически невесомый, сетчатый фон.

Все орнаменты выполнены в зеркальном отражении и расположены симметрично. Этот приём обеспечивает чёткость и строгость линий, которые и придают ажурному изделию ту неповторимую лёгкость и плавность, за которую так высоко ценятся во всём мире вологодские шедевры.

Плетение вологодского кружева

В последние десятилетия художественный интерес к Вологодскому ажурному ремеслу все возрастает, и многие люди хотели бы попробовать свои силы в плетении вологодского кружева. Мастер-классы для начинающих в большом количестве встречаются в интернете, для тех же, кто более углублённо желает заняться кружевным делом, наиболее правильным будет обратиться к мастеру кружевного плетения на коклюшках, который доступно объяснит все нюансы этого увлекательного процесса.

Бытует мнение, что изготовление кружева своими руками = процесс сложный и затратный, но это не совсем так. Создание узоров требует большого количества времени, а вот по сложности кружевное плетение можно отнести к среднему уровню. Для того чтобы научиться плести ажурные мотивы, необходимо подготовить специальные инструменты и приспособления, а именно:

    Коклюшки — специальные палочки с выемкой для намотки ниток. Этот рабочий инструмент, как правило, изготавливают из дерева.
  • Валик — набитая соломой или синтепоном матерчатая подушка. Именно на валике и плетётся изделие.
  • Вязальный крючок — его используют для сцепления пряжи.
  • Сколок — рисунок-схема, на котором точками обозначаются места расположения иголок. Сколки вологодского кружева всегда очень ценились и передавались от матери к дочери.
  • Иголки — требуются для того, чтобы закрепить переплетённые в особом порядке нити на схеме вологодского кружева. Кроме обыкновенных иголок, потребуются и декоративные, с бусинкой на конце.

Создание ажурного шедевра — это прежде всего кропотливая работа, и начинается она с наматывания нитей на коклюшки. Это процесс небыстрый и требует терпения и усидчивости. При плетении изделия в каждой руке мастерицы находится по две коклюшки. Вся работа происходит путём перемещения этих инструментов в руках.

Поскольку процесс плетения кружевных изделий довольно долгий, ряд мастериц создают имитацию вологодского ажура с помощью вязального крючка. Такое изделие выглядит нарядно, но ценится намного меньше, чем настоящее кружево, об изящности которого поётся в песнях.

Кроме того, эти уникальные изделия привлекают на Вологодскую землю множество туристов, едущих сюда для того, чтобы познакомиться с историей Русского севера и окунуться в атмосферу создания местных шедевров.