ДВУСТОРОННЯЯ ГЛАДЬ ВЫШИВКА

Двусторонняя гладь

Если вы собрались вышивать образец техникой двусторонняя гладь, вам нужно подобрать соответствующий узор. Это связано с тем, что стежки двусторонней глади должны быть не более 1 см, поэтому найдите узор, где цветочки и листики – небольшие по величине.

Теперь вам нужно перенести рисунки узоров (рис. 1, 2) на кальку, после чего перебить на образец ткани.

Узор двусторонней глади начинают вышивать с цветочков. Вначале закрепите рабочую нитку рядом с центром цветка в правом углу лепестка, с которого вы собираетесь начинать работу. Рабочую нитку закрепите петелькой на 2 – 3 нитках ткани (рис. 3 а).

Вколите иголку и выведите справа налево, при этом точно ориентируясь на контур (линию) узора. В вышивке двусторонней гладью стежки расходятся лучиками от центра цветочка по кругу (см. рис. 1, 2). Для этого стежки нужно делать разной длины. Чередуйте стежки: один стежок длинный, другой делайте короче на 1,5 – 2 мм (рис. 3 б).

Так продолжайте вышивать все небольшие листики и круглые цветочки.

Вышивая техникой двусторонняя гладь, следите за тем, чтобы стежки плотно располагались друг с другом. Если этого не делать, через узор будет проглядывать фон ткани, и вышивка будет смотреться неаккуратно.

Если двусторонняя гладь выполняется правильно (с учетом всех наших предыдущих рекомендаций), и лицевая сторона изделия, и изнанка будут выглядеть одинаково.

Конец рабочей нитки при вышивке цветков и листиков закрепляйте стежками на лицевой стороне вышивки, в том месте, где вы еще будете продолжать работу.

Сочетание цветов в вышивке узоров двусторонней гладью

Все разнообразие растительных орнаментов, состоящее из цветочков, бутонов и листиков, вы можете вышивать на блузках, салфетках или скатертях, используя один цвет нити или несколько.

Например, узор (рис. 4) вышит нитями одного розового цвета, однако выполнение стежков под разным наклоном дает вышивке светотеневой эффект. Когда смотришь, кажется, что вышивка выполнена нитками разных оттенков: розовыми, светло-розовыми и темно-розовыми.

Мастер-класс «Лепесток», простая двусторонняя гладь

В украинских вышивках узоры часто вышиты белыми, красными, синими, черными цветами нитей. Такое сочетание называют контрастным (рис. 5).

Очень красиво смотрятся узоры, для которых подобраны тональные цвета ниток (рис. 6). Такое цветосочетание – тональное – когда нити подбирают от светлого тона к темному. Например: светло-зеленый, зеленый, темно-зеленый, и др.

Если вы собираетесь вышивать различными цветами ниток, вам нужно делать подбор ниток одной цветовой гаммы, учитывая и цвет ткани. Такое сочетание будет художественным.

Все цвета ниток для вышивания делят на две цветовые гаммы: холодную (рис.7) и теплую (рис.8).

6 способов вышить листик гладью | Вышивка гладью для начинающих

Вышивка гладью для начинающих. Техника вышивки гладью

Один из старинных трудоемких видов рукоделия — это вышивка гладью! Для начинающих мастериц созданы специальные разнообразные наборы для работы в этой технике, написаны целые энциклопедии по ее особенностям. И все равно появляются профессионалы, которые разрабатывают новые стежки и целые технологии вышивки.

Краткая характеристика глади

Начнем знакомство с данным видом рукоделия с самых азов. Вышивать гладью можно все, что попадет под руку: одежду, постельное белье, скатерти, платки, картины, сумки, закладки, магниты. По сравнению с крестом узоры выглядят более нежно и изящно.

Многие считают, что вышивка художественной гладью является самым простым рукоделием. Что сложного? Начертил рисунок на ткани, сделал стежки вперед иголкой и обметал по контуру… Но не все так просто.

Вышивка гладью. Как закрепить нить на ткани без узелков

Вышивка гладью, как и другие направления рукоделия, имеет несколько разновидностей: двусторонняя, односторонняя, русская, полтавская, владимирская, художественная, атласная, белая. Каждый из направлений имеет свои особенности.

Начинающим мастерицам не нужно запоминать все стежки. Достаточно выучить пару швов, которые пригодятся для вышивки абстрактных рисунков, пейзажей, цветочных орнаментов. Но лучше всего начать работу с небольшого узора, так как суть вышивки гладью – это ровные стежки, которые плотно прилегают друг к другу.

Виды вышивки гладью

Есть несколько наиболее популярных направлений данного рукоделия.

Вышивка гладью: Атласный шов |Венгерская вышивка

  • Атласная гладь. Для нее берутся тонкие ниточки и вышиваются мелкими плотно прилегающими стежками, которые начинаются с середины предыдущего ряда. В результате лицо работы напоминает гладкий цельный узор, а изнанка «испещрена» короткими дорожками.
  • Художественная вышивка гладью. Для начинающих это не простая техника. В этой технологии рисунок вышивается плоской косой гладью без настила. Ее особенность состоит в использовании разных цветов. Именно здесь важен навык мастерицы смешивать тона ниток, чтобы создать плавный переход от одного оттенка к другому.
  • Русская гладь. В данной технике прокладываются стежки в двух направлениях прямыми вертикальными или горизонтальными стежками длиной 5-7 мм. При этом для них характерно расстояние в две нити между «соседями». Когда вышивка идет в обратном направлении, то эти просветы аккуратно зашиваются.
  • Белая вышивка. Данный узор выполняется только белыми нитками в несколько этапов: сначала прокладывается контур вперед иголкой, делается настил, после вышиваются стежки, плотно прилегающие друг к другу.

Вышивка гладью: уроки для начинающих

Для работы нужно подготовить материал, иглы, кальку, карандаш, нитки. Ткань можно взять любую в зависимости от ваших целей. Для вышивки постельного белья выбирайте традиционные бязь, сатин, поплин, шелк. Одежду можно вышивать на любой ткани, от джинсовой до шерстяной. Для картин выбирайте материал с плотным переплетением.

Кроме ткани, особое внимание уделите иглам. Нежный материал вышивайте тонкими иголочками, так как толстые будут деформировать поверхность, оставлять дырочки и туго проходить через вышивку. Толстые иглы закупите под плотную ткань для вышивки верхней одежды, сумок, головных уборов. Ваши «инструменты» должны быть гладкими и с острым концом.

Для вышивки подготовьте пяльцы с таким креплением, чтобы плотно зафиксировать ткань. Не вышивайте светлый материал на металлических креплениях, так как они оставляют серые следы. Наиболее оптимальный вариант – это деревянные рамы для картин и пяльцы для мелких вышивок.

Продолжаем тему материалов

Для глади подходят любые нитки, от тонких шелковых и до толстых шерстяных. Чем тоньше нить, тем нежнее должна быть ткань. Хотя на некоторых дизайнерских моделях это правило нарушается. В любом случае попробуйте отшить небольшой элемент на ткани нитками, различающимися по марке и сложению.

Китайские мастерицы предпочитают шелковые нитки, российские рукодельницы выбирают обычное мулине. Для объемных картин берут шерсть и хлопок. Купите острые ножницы, чтобы при отрезе не оставалось «хвостиков». В любом магазине товаров для рукоделия вам помогут в подборе кальки и маркера, который исчезает на ткани.

Узоры для вышивки гладью можно найти в журналах, купить в магазине или срисовать с любой открытки. По отдельности материал закупать дешевле, но некоторые мастерицы предпочитают сразу купить готовый набор, где подобраны нитки по цвету, дана инструкция по стежкам и основа. С основным материалом закончили. Также можете обратить внимание на органайзер для ниток, распарыватель, шило и наперсток.

Вышивка гладью для начинающих: подготовительный этап

Как только определились с тематикой, закупили весь материал, переходите к подготовительному этапу. Обрабатываете края ткани следующим образом:

  • в случае вышивки картин края можно смазать клеем;
  • платочки, салфетки и другие небольшие работы можно обозначить за счет продергивания нескольких нитей;
  • если есть швейная машинка, то оверлоком обточите все края ткани.

Теперь заготовку простирните, высушите и прогладьте утюгом. Переведите рисунок на кальку и наложите ее на ткань, заколов иголочками. Обычным швом вперед иглой контрастной нитью пройдите по всем линиям рисунка. Кальку удалите.

Материал наложите на пяльцы или раму и приступайте к вышивке гладью. Не забывайте, что закрепление нити в начале и конце работы почти такое же, как и при вышивке крестом. То есть ниточку можно закрепить при помощи петельки, если позволяет сложение. В одно сложение мулине закрепляется на изнанке при помощи маленького крестика, между которым прячется хвостик нити. В конце работы мулине прячется на изнанке под вышитый узор или прокладывается 3-4 стежками на лицевой стороне, чтобы потом закрыть следующим слоем ниток.

EMBROIDERY:STITCH for beginners|| ВЫШИВКА ГЛАДЬЮ:ПЕРВЫЕ ШАГИ

Виды швов

Технология вышивки гладью подразумевает использование нескольких швов.

Вышивка листика гладью.

  • «Вперед иголкой». Протыкаете иглой ткань равномерными стежками по контуру узора. Обратите внимание на то, что длина шва должна соответствовать расстоянию между проложенными отрезками.
  • «Назад иголку». Вводите с изнанки иглу в ткань на длину, равную двум стежкам, затем возвращаете ее назад и делаете на лице один шов. Таким образом, с лицевой стороны линия напоминает вышеописанную технику, а с изнанки похожа на стебельчатый узор.

«Двойные» узоры

Следующая техника характеризуется сочетанием двух швов. Это нужно, чтобы получилась объемная вышивка гладью. Цветы, листья и другие узоры выполняются по этой технологии.

  • «Узкий валик». Сначала прокладывается стежок «вперед иголкой», а потом вышиваются вертикальные небольшие стежки плотно друг к другу. Используется для декорации тонких линий.
  • «Длинный стежок вприкреп». Данный шов применяется для вышивки листьев и лепестков. Стежки прокладываются по всей длине листа, только длинная нить затем закрепляется короткими стежочками, в результате чего ткань не просвечивается.

«Одинарные» узоры

  • «Узелок». Выполняется как французский узел. Сначала выводится игла на лицо. На нее делаете несколько навивов, которые придерживаете и одновременно вытягиваете иглу на изнанку. В результате образуется выпуклый узелок. При этом точки выхода и входа иглы должны располагаться очень близко.
  • «Верхошов». Выполняется стежками сверху-вниз, образуя на изнанке небольшие дорожки. То есть с одного конца делаете вертикальный стежок, выводя иглу на этой же линии на лицо рядом с точкой выхода. Теперь делаете стежок в обратном направлении по этой же технике.
  • «Цепочка». Выводите иглу на лицо работы, далее перекидываете нитку перед иглой, образуя петельку, вводите иглу рядом с точкой входа и выводите иглу, оставляя нить под ней. В результате получается цепочка.
  • «Петля вприкреп». Этим узором вышиваются лепесточки цветов. Делается, как цепочка, только небольшим вертикальным стежком фиксируется в центре лепестка.

Это самые распространенные узоры. Сначала вышивка гладью для начинающих может показаться сложной, но на практике все станет понятно.

Основные правила вышивки

  1. Намечаете контур всех линий.
  2. Сложные элементы делите на несколько частей (линиями). Например, плоский узкий лист вышивается в три этапа: левая, затем правая сторона и срединная линия.
  3. Цветы вышиваются от краев к центру.
  4. Листья вышиваются по направлению прожилок от края к центру.
  5. Для объема узора используются несколько приемов: двусторонняя гладь, когда прошивается и изнанка, и лицевая сторона, настил, сочетание горизонтальных и вертикальных плотно прилегающих стежков (при этом верхний шов заходит за контур).
  6. Смешение цветов лучше использовать неровными стежками, когда начало нового ряда начинается с середины предыдущего. Это самое сложное и интересное, чем характеризуется вышивка гладью.
  7. Для начинающих картины небольшого размера будет вышить легче, да и опыт наработается быстрее. Не нужно покупать сложные дорогие работы, достаточно вышивки 10х15 см с небольшим сюжетом (цена около 200 рублей).

На первый взгляд вышивка гладью кажется сложной техникой, но попробуйте с небольших мотивов. Вы и не заметите, как научитесь «рисовать» иглой!

Гладь

Вышивка, в которой форма рисунка покрывается плотными стежками. В народной вышивке есть очень много разновидностей глади, но все их можно разделить на две большие группы: двусторонняя гладь, в которой фон рисунка покрыт стежками с лицевой и с изнаночной стороны, и односторонняя, в которой лицевая сторона сильно отличается от изнаночной.

Двусторонняя гладь

Может быть счетной и по свободному контуру. В народной вышивке повсеместно распространена счетная гладь, выполняемая по счету нитей ткани. Этот вид глади используется как самостоятельно, так и в качестве дополнения к вышивкам другой техникой, мережкам, строчевым вышивкам.

Счетная гладь вышивается нитями в тон ткани и контрастными.

Счетная прямая гладь

При этой вышивке стежки располагаются параллельно нитям ткани — основы или утка. Каждый стежок отстоит от предыдущего на одну нить ткани (рис. 83, а). Рабочая нить, сделав стежок, возвращается обратно, игла вкалывается рядом с проложенным стежком, пропустив одну нить ткани.

Рис. 83. Счетная гладь: а — прямая; б — поверхница; в — косая

На Украине счетную прямую гладь называют лиштвой. На Полтавщине, Черниговщине ее выполняют белыми или серыми нитками, а на Подолии — красными, черными и нитками других цветов. На севере России прямая гладь используется для заполнения орнаментальных форм в швах по письму, в средней полосе применяется самостоятельно. Прямой гладью украшали женские, мужские, детские сорочки, рушники, подзоры

В западных областях Украины и на Подолии имеется особый вид прямой глади «кафасор» и «поверхница» (рис. 84). Кафасор вышивается вертикальными столбиками, состоящими из горизонтальных стежков, нитями одного цвета. Вышив через весь узор один вертикальный столбик, переходят к соседнему и так далее, пока не заполнится весь орнамент. Каждый стежок кафасора отстоит от другого на одну или более нитей ткани, как того требует рисунок.

Рис. 84. Фрагмент вышивки, выполненной техникой кафасора (сверху) и поверхницей (снизу)

В поверхнице все лицевые стежки горизонтальные и имеют одинаковую длину. Один стежок отстоит от другого на две или три нити ткани. Переход от стежка к стежку происходит не по диагонали, а по вертикали (см. рис. 83, б). Узор вышивается, как и в кафасоре, вертикальными столбиками. Поверхницу всегда сочетают с другой техникой — низью, крестиком. Для этой вышивки берут светлые нити.

Счетная косая гладь

Называется так потому, что стежки ее идут под углом к нитям основы и утка ткани (см рис. 83, в). Узоры, вышитые косой гладью, имеют светотеневой эффект. Особенно любят косую гладь на Киевщине, где ее выполняют красными и черными нитками. Часто ее называют «восьмерковой» гладью, так как рисунки для нее составляются из восьми соседних элементов.

Простая односторонняя гладь

К счетной глади можно также, отнести русские атласники (рис. 85) и украинские рушниковые швы (рис. 86).

Они представляют собой сочетание прямой и косой глади, набора, росписи, креста и других простых швов и используются для заполнения отдельных элементов рисунка, в основном растительного характера.

Рис. 85. Атласники

Теневая гладь от Аиды.

Рис. 86. Рушниковые швы

Белая гладь

В отличие от счетной белая гладь шьется по нанесенному на ткань рисунку, с настилом или без него. Развитие белой глади относится к XIX веку; наибольшее распространение она получила во Владимирской и Ивановской областях. Белая гладь выполняется белыми нитками на тонкой ткани — батисте, маркизете. Обычно она сочетается с узелками, дырочками, стягами, мережками, подстильной гладью и другими видами дополнительного шитья. Белая гладь будет идеально смотреться на свадебном платье.

Узоры для белой глади составляются из растительных мотивов в виде букетов, гирлянд. Контур переведенного на ткань рисунка прометывают частыми стежками швом «вперед иголку». Затем выполняют настил крупными стежками в направлении, противоположном будущим стежкам глади. Чем больше стежков настила, тем более выпуклой будет вышивка.

Шов белой глади имеет очень много разновидностей: «строчечка», «стебельчатый шов», «валик», «узелки», «пышечка», «листик», «лапочка», «резной листик» и др. (рис. 87).

Рис. 87. Элементы белой глади: а — валик; б — пышечка; в — листик; г — лапочка

Прорезная гладь

Ажурная однотонная вышивка, применяемая для отделки тонких блузок, воротничков, белья, свадебных платьев, платочков (рис. 88). Рисунки образуются из круглых и овальных дырочек в виде многолепестковых цветов, листьев, цепочек. Чаще всего прорезная гладь сочетается с белой.

Рис. 88. Фрагмент вышивки прорезной гладью. Край оформлен фестонами, обработанными петельным швом

Техника исполнения прорезной глади имеет несколько разновидностей: «мелкие дырочки», «калачик», «листик» или «лодочка», «сцепнушка» (рис. 89).

Рис. 89. Элементы прорезной глади: а — калачик; б — лодочка; в — сцепнушка

  • Мелкие дырочки прокалываются проколкой и обшиваются гладью без предварительной наметки (см. рис. 53). Игла с рабочей нитью выходит с изнанки из прокола, а с лицевой стороны вкалывается в ткань. Получается узкий шов «закрутка».
  • Для калачика внутри будущего отверстия делают два перекрещивающихся разреза. Вышивают калачик по предварительному настилу, зашивая одновременно со стежками глади кусочки подрезанной ткани.
  • Для лодочки ткань разрезают по средней линии формы. При вышивке обе половинки разрезанной ткани забирают в шов.
  • Выполняя сцепнушку, вначале прокалывают среднюю дырочку, затем остальные пять. После этого, начиная со средней дырочки, последовательно обшивают их без наметки. При этом одновременно обшивают полоски расположенные между дырочками. Чтобы вышивка была красивой, надо регулироватъ натяжение рабочей нити.

Рис. 53. Выполнение дырочки и проколки

Декоративная гладь

Рисунки декоративной глади носят плоскостной характер. Отдельные элементы выполняются нитями одного или нескольких цветов без теневых переходов. Нити берут ярких цветов, толстые, слабого кручения: мулине в 6 сложений, ирис, шерсть, гарус.

Узоры для этого вида глади применяются преимущественно растительного характера. Шьется декоративная гладь без настила. Можно заполнять всю плоскость отдельного элемента рисунка или только контур. Стежки глади располагают по форме мотива: в лепестках цветка — от края к центру, в листьях — к середине, по направлению жилок (рис. 90). Крупные листья полностью не зашивают. Стежки выполняют разной длины, среднюю жилку — стебельчатым швом. Травку вышивают стебельчатым швом и петельками в прикреп или одиночными стежками. Дополнительно изделие расшивают декоративными швами — козликом, стебельчатым, петельным, узелками.

Рис. 90. Выполнение декоративной глади

Декоративной гладью лучше вышивать на плотных тканях.

Односторонняя гладь

В односторонней глади плотным настилом покрыта лицевая поверхность вышивки. Специалистами ателье Mode Elegance рассмотрена только гладь, выполняемая атласными швами.

Верхошов

Прием вышивки, в котором стежки на лицевой стороне лежат плотно, а на изнанке по контуру рисунка получаются небольшие переходы в виде пунктирных линий (рис. 91, а). Иногда верхошов сочетается с тамбуром. Любят этот вид вышивки в Курской и особенно во Владимирской области. Здесь верхошов сочетается с накладными сетками и счетной гладью и называется владимирскими швами.

Рис. 91. Выполнение глади «верхошов»: а — цветок и листик; б — накладная сетка

Стежки глади располагают по форме мотива, а сердцевины крупных цветов и листьев заполняют счетной гладью в виде зигзагов, ромбов и других фигур и накладными сетками. Выполняя сетку (рис. 91, б), сначала прокладывают редкие длинные вертикальные стежки от одного края мотива до другого, а затем все горизонтальные.

Места пересечения стежков прикрепляют к ткани по-разному: крестом, косым стежком, лапочкой (рис. 92).

Основной узор всегда дополняется декоративными полосками, вышитыми козликом, кисточкой.

Рис. 92. Варианты выполнения сеток и шов «кисточка»

Владимирские швы выполняются толстыми нитками, преимущественно красного цвета с небольшими добавлениями черного, желтого, зеленого, синего либо синего и коричневого цветов.

Полтавская гладь

Хотя гладь называется полтавской, но распространена она по всей Украине. Вышивается цветным мулине в 2-3 нити или шелком. Чаще всего этот шов применяется для вышивки растительного орнамента. Направление стежков может совпадать с направлением жилок цветка или листика либо идти параллельно горизонтальным нитям ткани.

Вьетнам Вышивка потрясающая! Фабрика шелковых картин в Далате Factory silk pictures, Da Lat, Vietnam

Заполняя какую-либо форму орнамента, прокладывают длинный стежок от одного края контура рисунка до другого. Чтобы стежок, длина которого может достигать 3 см, плотно прилегал к ткани, его прикрепляют несколькими косыми стежками, выводя иглу справа от проложенной нити (рис. 93, а). Рядом с прикрепленным стежком прокладывают следующий длинный стежок, тоже прикрепляют его и так продолжают вышивать, пока не заполнится весь рисунок.

Полтавскую гладь называют еще «гладь в прикреп».

С обратной стороны вышивки образуются маленькие беспорядочные стежки, если прикрепляющие стежки расположены не на одном уровне. Можно прикрепляющие стежки делать на одном уровне.

Двусторонняя гладь с настилом

Если вышивать полтавской гладью в несколько тонов, то граница цвета резко выделяется. В этом случае стежки должны как бы продолжать друг друга, то есть идти в одном направлении.

Чтобы вышивка получилась более выпуклой, иногда перед началом работы делают настил по контуру рисунка швом «вперед иголку».

Рис. 93. Односторонняя гладь: а — полтавская, или гладь в прикреп; б — русская; в — атласная; г — подстильная

Анималистическая двусторонняя гладь

Русская гладь

Вышивается всегда белыми нитками на сером кремовом или белом полотне. Стежки по всему рисунку должны лежать в одном направлении — горизонтально или вертикально.

Русская гладь выполняется швом «вперед иголку» по прямой нити ткани. Иглу пропускают на 10-15 нитей ткани по лицевой стороне на 1-2 нити по изнанке (рис. 93, б). Следующий ряд стежков выполняют выше или ниже через одну нить ткани, вкалывая иглу около середины соседнего стежка предыдущего ряда. По всему полю вышиваемой фигуры прикреплять стежки к ткани следует равномерно.

Узоры, вышитые русской гладью, украшаются накладными или выдернутыми сетками, стебельчатым швом.

Атласная гладь

Называется так потому, что направление стежков имеет сходство с направлением нитей в атласной ткани. Стежки одного элемента рисунка располагают рядами так, чтобы они своими концами заходили за стежки соседних рядов (рис. 93, в). На изнаночной стороне получаются маленькие беспорядочные стежки.

При вышивании атласной гладью растительного орнамента направление стежков должно соответствовать очертанию узора, то есть листья вышивают от середины к краям, а лепестки цветов покрывают в направлении жилок.

Художественная гладь с вливанием тонов

Обычно применяется для вышивания цветов. Переходя постепенно от одного цвета ниток к другому, можно добиться требуемого тона и оттенка. Слияние тонов достигается за счет разной длины стежков. Для вышивания художественной гладью необходимо иметь большую палитру цветов ниток, ведь часто в одном цветке сочетается 10 и больше оттенков.

Подстильная, или подъёмная, гладь

Применяется как самостоятельно, так и в качестве дополнения к белой глади. Выполняется на прозрачных тканях. Плотный настил (подстил) в этой вышивке делают не с лицевой, а с изнаночной стороны, благодаря чему создается впечатление, будто снизу подшита другая ткань.

Настил выполняют швом «козлик» так, что на лицевой стороне по контуру рисунка образуются короткие стежки, а на изнаночной — перекрещивающиеся в виде восьмерки (рис. 93, г). Чем больше перекрещивать подстил, тем четче получается просвечивающий на ткани узор.

Мастер-класс «Лист вышитый простой двусторонней гладью»