ДВОЙНАЯ ПЕТЛЯ

Модель «Двойная петля обучения» Как учиться на собственных ошибках

Учиться с помощью «двойной петли» – значит размышлять о своих собственных поступках и делать правильные выводы. Звучит просто. Но невыполнимо. Практически невыполнимо.

В основе этой теории лежат работы математика Хайнца фон Ферстера и социолога Никласа Лумана. Она базируется на идее «наблюдения второго порядка». Строго говоря, это не модель, а техника для всезнаек. Но как освоить эту заманчивую технику? Легко. Нужно научиться наблюдать за наблюдателями первого порядка.

Супер Гонки. Мультик про гоночные машины и гоночный трек — Двойная петля

Наблюдатель первого порядка видит вещи такими, какими они ему представляются. Мир для него существует, и все. В противоположность ему, наблюдатель второго порядка объясняет то, что видит наблюдатель первого порядка, исходя из того, как тот видит. То есть наблюдает за способом его наблюдения. Способ наблюдения – это своеобразная «мертвая зона» человека. Возможность увидеть мертвую зону другого человека делает наблюдателя второго порядка всезнайкой, он способен обратить внимание на то, что наблюдать можно иначе, и тогда вещи предстанут в другом свете.

Из теоретических размышлений по поводу наблюдения психолог Крис Аргирис и философ Дональд Шён создали модель «двойной петли обучения». Одиночная петля, то есть наблюдение первого порядка, – это «лучшая практика» при оптимальном сценарии (best practice). То, что хорошо работает, не меняют, а просто повторяют. В худшем случае повторяется одна и та же ошибка, либо проблему решают, не интересуясь, как она возникла.

«Двойная петля» означает: подвергайте сомнению то, что вы делаете, пытайтесь сломать собственные шаблоны. Не просто взять и сделать что-то по-другому, а задуматься, проанализировать, почему вы это делаете именно так. Какие цели и ценности преследуют ваши действия? Если вы это осознаете, то, быть может, сможете их изменить.

Петля для поводка и 4 узла. Какой выбрать? My fishing.

Проблема «двойной петли» состоит в несоответствии наших заявлений о том, что мы намерены сделать (espoused theory), и того, что мы делаем в действительности (theory-in-use). Если мы в самом деле хотим что-то изменить, недостаточно дать новые установки сотрудникам или самим себе. Настоящие изменения происходят, если мы анализируем более глубоко скрытые мотивы, цели и ценности. Именно они являются силовыми полями, стимулирующими применение теории на практике.

Двойная спасательная петля на пострадавшего

Мы заслуживаем то, что имеем. До тех пор, пока не изменим это.

См. также: Модель «Черный ящик»; Послесловие.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Трек Bburago GoGears «Двойная петля»: обзор и распаковка

Читайте также

Учиться лучше всего тогда, когда стиль преподавания соответствует стилю обучения

Учиться лучше всего тогда, когда стиль преподавания соответствует стилю обучения В истории, озаглавленной «Родители учеников-обо-нялыциков требуют обучения, основанного на использовании запахов», авторы сатирической газеты «Onion» пошутили над представлением о том, что

10 Избегать трудностей или Учиться на своих ошибках

10 Избегать трудностей или Учиться на своих ошибках Никогда не позволяйте ни одному серьезному кризису сгинуть бесследно. Энн Харбисон[8] Несмотря на то что я не люблю жизненные сложности, они то и дело со мной случаются. Но даже в этих ситуациях у меня есть выбор. Я могу

Макроструктура опыта и обучения: модель ТОТЕ

Макроструктура опыта и обучения: модель ТОТЕ Преследование будущих целей и выбор средств для их достижения есть признак и критерий наличия у наблюдаемого собственного интеллекта. Уильям Джемс. Принципы психологии Эффективное поведение, как правило, организовано на

К КОТОРЫМ АВТОР ПРИШЕЛ ОТЧАСТИ НА СОБСТВЕННЫХ ОШИБКАХ

К КОТОРЫМ АВТОР ПРИШЕЛ ОТЧАСТИ НА СОБСТВЕННЫХ ОШИБКАХ 1. Нельзя изменить себя в желаемую сторону, не изучая себя постоянно.2. Нельзя изучить себя, не пытаясь себя изменить.3. Нельзя изучить себя, не изучая одновременно и с равной заинтересованностью других людей (хотя бы еще

РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В этом разделе я постараюсь провести вас по всему процессу обучения, покажу, как выработать формы обучения «на заказ», специально для вашего ребенка. Это полезно сделать для каждого из ваших детей по отдельности, так что ответы на

Накапливание информации: петля затягивается

Накапливание информации: петля затягивается Тоненькая струйка информации о «Сарае & Кo» не иссякала и в последующие дни. Многие донесения были сходны между собой. Мы с Сабиной собирали пазл, кусочек за кусочком. Давно был известен маршрут: Турция, Болгария, Сербия,

Учиться на ошибках

Учиться на ошибках Чтобы сохранить работоспособность, не говоря уже о конкурентоспособности, мы должны постоянно учиться и развиваться, а также терпеть неудачи. Неслучайно самыми успешными людьми в истории в итоге оказались те, кто терпел неудачи больше остальных. Томас

Учиться на ошибках

Учиться на ошибках Создавая психологически безопасную среду, выдающиеся руководители компаний способствовали тому, что оптималистом мог стать всякий сотрудник. Роберт Вуд Джонсон II (также известный как генерал Джонсон) превратил свой маленький семейный бизнес в одну

1. Зрелость достигается через навык учиться на ошибках

1. Зрелость достигается через навык учиться на ошибках Во-первых, вы должны извлечь уроки из своих ошибок и утрат. Эта тема проходит красной нитью через всю мою книгу. Самообучение – это то, чем занимался инвестор Уоррен Баффет. Он известен как один из богатейших

Двойная петля на большом пальце. Хиромантия.

Умение учиться на ошибках

Умение учиться на ошибках Мудрые не боятся потерпеть неудачу, изменить свое мнение или признать, что чего-то не знают. Напротив, они прекрасно понимают, насколько ограниченны их знания. Нацеленность на личностный рост – важнейшее качество мудрых людей. Вы видите в своих

Глава 24. Сначала поговорите о собственных ошибках

Глава 24. Сначала поговорите о собственных ошибках В девятнадцать лет моя племянница Джозефина Карнеги переехала в Нью-Йорк и начала работать в качестве моего секретаря. Она окончила среднюю школу всего лишь за три года до этого, и ее деловой опыт, естественно, равнялся

Двойная жизнь | Все серии подряд 1 — 8

Шаг 4. Направлять мысль в новое русло! Учиться, учиться и учиться!

Шаг 4. Направлять мысль в новое русло! Учиться, учиться и учиться! Если новая идея появилась, ее уже нельзя отбросить. В этом и состоит бессмертие новой идеи. Эдвард де Боно. Латеральное мышление У вашей задачи есть множество верных решений Настроив свой разум на поиск

Убеждай и властвуй: Как заставить людей делать по-вашему? 16+

➿ Двойная петля эмодзи

Этот эмодзи представляет собой двойную фигурную петлю внутри синего квадрата. Вы можете использовать этот смайлик для представления захватывающих американских горок. Если вы вдруг планируете провести день с друзьями на местной ярмарке, тогда отправьте этот смайлик вместе с эмодзи , чтобы спросить, все ли готовы к поездке на американских горках.

Петля Нестерова. 1-4 Серии. Сериал. Криминальный Детектив

Из-за своего специфического вида, этот смайлик можно использовать для представления колес. Например, если вам нужно заменить колеса на , тогда отправьте этот смайлик вместе с эмодзи скейтборд соответственно. Кроме того, данный смайлик может символизировать собой двойное переднее сальто. Помимо всего прочего, вы можете использовать его с другими смайликами, например с эмодзи автомобиль и так далее. Главное, не забывайте о творческом подходе, и все получится! +Добавить

  • Или перейти на случайный смайлик ��!

➿ Двойная петля — примеры использования

Популярные фразы со смайликом ➿ Двойная петля. Используйте их в переписке:

  • О да, мы идем на ➿ американские горки!
  • Мне нужны новые колеса ➿ для моей доски
  • +Добавить

Комбинации со смайликом ➿ Двойная петля

Комбинации это всего лишь набор эмодзи, расположенные друг с другом, например: . Вы можете использовать комбинации, чтобы загадывать загадки или общаться без слов.

Вяжем двойные петли: Боцманский узел и двойной булинь.

Релевантные каомодзи

Каомодзи очень популярны в Японии. Для демонстрации эмоций и своих действий используются японские грамматические знаки препинания и символы. Например: ᏊᏊ! Используйте подобный креатив в мессенджерах и в интернете, чтобы впечатлить своих друзей.

  • ᏊᏊ
  • @@
  • +Добавить

Дизайн ➿ Двойная петля на разных устройствах

Эмодзи выглядят на различных устройствах по-разному. Каждый производитель веб-сервисов, ОС или гаджетов могут создать уникальный дизайн эмодзи в соответствии со своими фирменным стилем и видением. Здесь вы можете увидеть, как смайлик выглядит на различных популярных платформах:

Двойная жизнь. Все серии. Феникс Кино. Драма

ДВОЙНАЯ ПЕТЛЯ

О двойной петле, мотивации и манипуляции

Во-первых, представленный выше механизм адаптации через двойную обратную связь не следует путать с известным эффектом со схожим названием — двойная петля ( double bind), концепцией, разработанной британо — американским ученым Грегори Бейтсоном ( Gregory Bateson).

Двойная петля, как считал Бейтсон, является причиной возникновения и развития шизофренических состояний. Вот один из простых примеров, который иллюстрирует ее проявление:

Некий руководитель поставил перед аналитиком задачу подготовить отчет на основании известных фактов с намеком, что неплохо было бы постараться интерпретировать их таким образом, чтобы при прочтении отчета становился "очевидным" желаемый ему (руководителю) вывод. Аналитик успешно выполнил поставленную задачу.

На следующий день, на совещании в присутствии аналитика рассматривался этот отчет, и другой специалист обратил внимание на его тенденциозность. Наш руководитель внимательно посмотрел на "сомнительные" выводы и … согласился, что отчет слабоват. Пока аналитик был в смятении (с одной стороны ему не хотелось выглядеть неловко в присутствии коллег, а с другой стороны он не желал открыто выяснять отношения с начальником), руководитель перешел к рассмотрению следующего вопроса.

Если кратко, то, как я понимаю, суть данного эффекта в терминах, введенных ранее, можно представить следующим образом: некоторого человека ставят в условия, когда воспринимаемая внешняя среда противоречит установке управляющего регулятора , на который воздействует некий мета – управляющий субъект (например, тот же руководитель). Кроме того у бедного человека нет возможности выйти за пределы данной ситуации или хотя бы объясниться с мета – управляющим. Вследствие этого субъект может перестать адекватно воспринимать и реагировать на окружающую реальность. Схематично эффект "двойной петли" можно изобразить так:

© 2022 Сергей Котов

· Опубликовано 17 ноября 2022 г.

Действительно, проблема здесь заключается в том, что нарушается естественный цикл действий на основании обратной связи, т.к. решения регулятора согласно его установкам и реакция манипулируемой извне среды теряют синхронную связь друг с другом.

Наверное, это не лучший способ управления. Попробуем по другому. В случае прямого регулирования действиями подчиненных (мы обсуждали это недавно в заметке ) схема вначале может выглядеть так:

Причины этого занятного эффекта мы уже обсуждали.

Возможно, оптимальный механизм управления можно было бы * представить следующим образом:

но если субъектов несколько, а руководитель один, то в итоге она может стать такой:

Здесь мы видим некоторую вложенную иерархию управления с одним мета – уровнем . Принципиальное отличие здесь от схем, представленных выше, заключается в том, что мы не вмешиваемся в хорошо отлаженный внутренний механизм управляемой системы нижнего уровня и не нарушаем его способности к адаптации. Мы воздействуем на его существенные переменные (изменяем их или создаем новые). По такой схеме работает мотивация, как положительная, так и отрицательная.

Мотивацию не следует путать с манипуляцией. Здесь воздействие проявляется в ином виде. Объектом влияния оказывается сама цепь внешней обратной связи:

Проследим кратко механизм манипуляции на хорошо известном примере зависимости человека от искусственных стимуляторов (в т.ч. наркотиков).

Чувство удовольствия у человека стимулируется нейромедиатором — дофамином , который естественным образом вырабатывается во время позитивного опыта человека, в том числе во время его приятных воспоминаний. Дофамин на схеме выше поступает от "регулятора" "субъекту", т.е. это изображено горизонтальной стрелкой влево. Наркотики (на схеме обозначены как "Манипулятор") способны искусственным образом стимулировать поток дофамина, многократно его усиливая. Организм пытается подстроиться к повышенному уровню дофамина и через гормональную систему (на схеме "Регулятор") снижает выработку дофамина, чтобы восстановить здоровый баланс. Но когда действие наркотика прекращается ("Манипулятор" на схеме выше исчезает), естественное восстановление баланса быстро не происходит и человек, под воздействием болезненных ощущений упорно ищет искусственный стимулятор для скорого облегчения.

Подобно наркотику манипуляция играет на естественных чувствах, искусственно повышая или подавляя их уровень. Так человек часто легко поддается игре на чувстве собственной важности и азарте.

Это объясняет, почему искусственно усиливая или подавляя сигналы внешней цепи обратной связи, манипулятор создает зависимость, от которой бедному субъекту бывает трудно избавиться без внешней помощи.

Сериал «Петля»